Анимация в годы Великой Отечественной войны

09 мая 2022

Киностудия «Союзмультфильм» в 1941-45 годах продолжала снимать анимационные фильмы в разных жанрах, позднее авторы мультфильмов не раз обращались к теме войны.

В годы Великой отечественной войны киностудия «Союзмультфильм», основанная в июне 1936 года, продолжала производить мультфильмы. В первое время студия предпринимала попытки снимать агитационные фильмы, однако события так быстро менялись, что в итоге большинство лент оказывалось не востребованным.

Продолжались также съемки детских мультфильмов по мотивам сказок и по оригинальным сценариям. В том числе в период эвакуации «Союзмультфильма» в Самарканд и после его возвращения обратно в Москву. В конце 1960-х годов авторы мультфильмов стали обращаться к теме войны, в том числе было снято несколько фильмов об опасности возвращения идей нацистов.

 

Агитационные фильмы

С самого начала Великой Отечественной войны многие сотрудники «Союзмультфильма» были мобилизованы, часть из них ушла в народное ополчение, а студийное производство переключилось на съёмки военных агитационных фильмов-плакатов. Над этими лентами работали выдающиеся режиссеры-мультипликаторы, настоящие легенды киностудии Иван Иванов-Вано, сестры Валентина и Зинаида Брумберг, Ольга Ходатаева, Дмитрий Бабиченко, Пантелеймон Сазонов, Леонид Амальрик.

Фильмы «Не топтать фашистскому сапогу нашей родины» (1941, реж. И. Иванов-Вано, А. Иванов), «Стервятники» (1941, реж. П. Сазонов), «Били! Бьём! Будем бить!» (1941, Д. Бабиченко), «Журнал Союзмультфильма №2» (1941, И. Иванов-Вано, А. Иванов, В. Брумберг, З. Брумберг, О. Ходатаева), «Кино-цирк» (1942, О.Ходатаева, Л. Амальрик) сняты в сатирической манере, они высмеивают Гитлера и его военные планы.

Большинство этих фильмов так и не дошли до экранов из-за того, что ситуация во время войны стремительно менялась и тематика теряла актуальность. Однако ленты сохранились до наших дней и стали интересным историческим свидетельством, уникальным образцом агитации первого года войны.

 

Мультфильмы, созданные в годы войны

В октябре-декабре 1941 года часть студии была эвакуирована в Самарканд, где размещалась в зданиях костёла и армянской церкви. С апреля 1942 года стало разворачиваться производство, уже летом к творческому коллективу присоединились эвакуированные из блокадного Ленинграда режиссёры Михаил Цехановский и Мстислав Пащенко.

Оставшиеся в Москве аниматоры организовали съёмки агитационного фильма «Кино-цирк» (1942, О.Ходатаева, Л. Амальрик) и продолжили производство мультфильма «Лиса, заяц и петух» (1942, О. Ходатаева).

 

В Самарканде съёмки шли медленно, мешал дефицит съемочных материалов, кадровый голод, постоянный режим экономии средств и ресурсов. К тому же, одновременно шел ремонт, здания приспосабливались под нужны кинопроизводства. Последствия тяжелых условий заметны при просмотре картин, созданных в эвакуации: они черно-белые, в них повторяются фазы движения героев и фона, иногда картинка «мерцает» из-за того, что во время съемки освещение менялось вслед за перепадами напряжения.

 

К началу 1943 года ситуация на фронтах в корне изменилась, в феврале-марте было принято решение вернуть «Союзмультфильм» в столицу. После возвращения студии в Москву, началось активное восстановление производства.

 

Наиболее значительными фильмами киностудии «Союзмультфильма» военного периода стали:

  • «Ёлка (Новогодняя сказка)» 1942, реж. М. Цехановский, П. Носов,
  • «Сказка о царе Салтане»  цветной вариант - 1943, реж. В. Брумберг, З. Брумберг,
  • «Краденое солнце»  1944, И. Иванов-Вано,
  • «Синдбад-мореход»  1944, реж. В. Брумберг, З. Брумберг,
  • «Телефон»  1944, М. Цехановский.

 

Послевоенные курсы и ветераны киностудии

Для пополнения штата сотрудников в 1944 году на «Союзмультфильме» открываются курсы художников-мультипликаторов. В 1946 году, сразу после первого выпуска мультипликаторов был объявлен новый набор, а в 1947 и 1948 еще два набора.

 

Благодаря этим курсам в мультипликацию пришли вчерашние фронтовики, впоследствии ставшие мастерами отечественной анимации: Вадим Долгих, Борис Меерович, Роман Качанов, Юрий Прытков, Иван Аксенчук, Борис Бутаков, Виктор Лихачев, Кирилл Малянтович и другие.

Конкурс на курсах мультипликаторов был суровый, приняли далеко не всех. Но именно эти люди, многие из которых прошли всю войну и были серьезно ранены, создали впоследствии добрые и веселые, любимые зрителями фильмы золотой коллекции киностудии «Союзмультфильм».

Художниками-мультипликаторами – выпускниками первых послевоенных курсов был полностью снят мультфильм «Орлиное перо» (1946, реж. Д. Бабиченко).

 

После войны «Союзмультфильм» принял в свои ряды десятки фронтовиков.

 

Среди них были те, кто впоследствии создавали шедевры золотой коллекции киностудии:

  • старший лейтенант Лев Атаманов: «Снежная королева», «Аленький цветочек», «Котёнок по имени гав»,
  • старший сержант Роман Качанов: «Варежка», «Крокодил Гена», «Тайна третьей планеты»,
  • лейтенант Федор Хитрук: «История одного преступления», «Каникулы Бонифация», «Винни-Пух»,
  • рядовой Ефим Гамбург: «Голубой щенок», «Пёс в сапогах»,
  • сержант Михаил Каменецкий: «Боцман и попугай», «Волк и телёнок»,
  • лейтенант Анатолий Савченко: «Вовка в тридевятом царстве», «Малыш и Карлсон», «Возвращение блудного попугая»,
  • рядовой Светозар Русаков: «Ну, погоди!»

 и многие другие мастера.

 

Помним. Гордимся. Благодарим!

С уважением, команда MULT-STANOK.RU

 

Источник статьи: https://souzmult.ru/news/126

 

 

Вернуться к новостям
Товары к этой новости